Статьи

Жевновак В.В. Кодекс чести и служения учителя о путях самосовершенствования учителя

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Выступление на заседании лаборатории Гуманной педагогики, январь 2016г.

Подробнее

Жевновак В.В. Урок с точки зрения Духовного Гуманизма

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Выступление на заседании лаборатории Гуманной педагогики, январь 2016г.

Подробнее

Горбачева Л.Л. Воспитывать в моральном климате памяти

Л.Л. Горбачева, учитель начальных классов, учитель–методист ОШ №24, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Сегодняшние городские педагогические чтения "Воспитывать в моральном климате памяти" помогут нам осмыслить два важнейших понятия в контексте духовного гуманизма: память и воспитание. 

Подробнее

Жевновак В.В. Храм культуры в храме памяти нашего сердца

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

"... понимаю я духовный гуманизм, как соединение в единое целое гуманизма в возрожденческом смысле, когда господствовала идея Человека как высшей ценности, и гуманности, как идеи высшего Христоподобного отношения к людям." 

Подробнее

Жевновак В.В. Без воздуха птицы не летают

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Отклик на статью В.Ф. Бак «Использование методологии духовного гуманизма в пояснении темы XV Международных Педагогических Чтений "Воспитываться в моральном климате памяти "».

Подробнее

Ирена Стульпинене. Называем Новым Миром познание Незримого

Ирена Стульпинене, Рыцарь Гуманной Педагогики, член Ассоциации ГП Литвы, учитель физики, г.Клайпеда

«Наука должна быть одухотворённой, нравственной и, наконец, должна повернуться к изучению иных состояний материи, тонких энергий, внутренней духовной структуры самого человека. Наука и те, кто в ней заняты, должны нести нравственную ответственность за всё, что выходит из научных лабораторий". (Л.В. Шапошникова) 

Подробнее

Ирена Стульпинене. Уроки жизни на уроках физики

Ирена Стульпинене, Рыцарь Гуманной Педагогики, член Ассоциации ГП Литвы, учитель физики, г.Клайпеда

Урок любого предмета должен быть наукой, искусством и философией одновременно! Раньше или позже, но неизбежно придётся углубить осознание физики через принципы духовности, соответственно обогатить её содержание и преодолеть боязнь понятий дух, духовность на уроках естествознания – менять вектор программы школьной физики! 

Подробнее

Бак В.Ф. Целостный подход при обучении старшеклассников биологии в школе на основе интеграции естественнонаучных и моральных знаний

В.Ф. Бак, кандидат педагогических наук, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Анализируется опыт обучения старшеклассников биологии в школе на основе интеграции естественнонаучных и моральных знаний. Утверждается мысль о том, что современные открытия в области естествознания качественно меняют методологию познания, способствуя формированию нового целостного мировоззрения. 

Подробнее

Бак В.Ф. Основные требования к уроку с точки зрения духовного гуманизма

В.Ф. Бак, кандидат педагогических наук, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики 

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей,  отражающих  целостный педагогический процесс.<...> При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. 

Подробнее

Бак В.Ф. Грани Агни Йоги об эволюционной роли человечества

В.Ф. Бак, кандидат педагогических наук, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики 

Грани Агни Йоги – это практические рекомендации для всех нас о работе над собой в условиях мощных космических эволюционных изменений, затрагивающих не только Землю и Солнечную систему, но и всю Вселенную...

Подробнее

Бак В.Ф. Использование методологии духовного гуманизма в пояснении темы XV Международных Педагогических Чтений "Воспитываться в моральном климате памяти"

В.Ф. Бак, кандидат педагогических наук, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики 

Моральный климат памяти – это источник энергии, необходимый человечеству для эволюционного продвижения. Он является пространством существования Нравственного Идеала, а устремление к нему дает ту энергию, которая помогает нам пережить трудности, сохраняя человеческое достоинство, и подготовить условия для жизни будущих поколений.  

Подробнее

Бак В.Ф. Светлый романтик Высших Сил

В.Ф. Бак, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики

«На основе опыта собственной жизни у меня сложилось твердое убеждение, что именно сердце – это центр и средоточение духовной жизни».

(К.А. Молчанова из книги «Учитель»)

Подробнее

Жевновак В.В. Урок с точки зрения духовного гуманизма

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Урок с точки зрения духовного гуманизма – это, прежде всего, урок человечности, которая выше человека... Нужно, чтобы ученики «видели» это своим  внутренним зрением, нужно постоянно показывать, как действуют эти нравственные связи, пробуждать их сознание, чтобы уроком было осмысление собственных мыслей и поступков, приучать их мысль быть всегда впереди их поступков.  

Подробнее

Жевновак В.В. Учитель, укажи путь Красоты Духа!

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

А что такое Красота Духа для меня, как для учителя и человека? Я думаю - это то, что неразрывно связано с высшим качеством духовности человека, и что «истекает» из самой этой духовности...

Подробнее

Жевновак В.В. Развитие навыков духовного оценивания на уроках словесности

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Духовное оценивание помогло нам понять, что подлинное искусство требует погружения в себя, в глубины своего собственного духовного мира, помогло не только глубже воспринять поэтические строки, но и познать свою собственную душу.

Подробнее

Презентация "Развитие навыков духовного оценивания на уроках словесности"

Александрова В.Г. Педагогика космической эволюции

В.Г. Александрова, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

Подробнее

Новичкова Н.М. Устремленность к Свету как путь преображения учителя и ученика

Н.М. Новичкова, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

Подробнее

Черноземова Е.Н. На луче света

Е.Н. Черноземова, доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

Подробнее

Киршин И.А. Учитель, будь солнцем для своих учеников!

И.А. Киршин, кандидат педагогических наук, руководитель студии «Солнечный Сад» при лицее № 49, г.Калининград

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

Подробнее

Зуев Д.Д. Размышления издателя о Книгах-Символах

Д.Д. Зуев - профессор, академик, лауреат премии Президента России, Москва

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

"Более 40 лет издаю я учебные книги. Четверть века возглавлял издательство «Просвещение». Не счесть числа книгам, отправленным мною в печать. Не один раз опоясали их тиражи земной шар. Но память не хранит и сотой доли того, что, как казалось, в свое время волновало, тревожило и радовало меня, при чтении или хотя бы просмотре очередной книги... Но Книги-Символы, а их немного встретилось на моем издательском пути, навсегда сохранились в глубине моего сердца". 

Подробнее

Бак В.Ф. Методические основы целостного подхода на основе интеграции естественнонаучных и моральных знаний старшеклассников в процессе обучения биологии в школе

В.Ф. Бак, учитель биологии УВК № 11, Артемовский Центр Гуманной педагогики

В статье анализируется опыт обучения старшеклассников биологии в школе на основе интеграции естественнонаучных и моральных знаний. Утверждается мысль о том, что современные открытия в области естествознания качественно меняют методологию познания, способствуя формированию нового целостного мировоззрения, основанного на системном подходе.

Подробнее

Жевновак В.В. "Цель человека – служение тому, кто рядом" (Отклик на книгу П.Ш. Амонашвили "В поисках Учителя")

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

Перевернута последняя страница, закрыта книжка Пааты Шалвовича Амонашвили "В поисках Учителя". <...> Прочитала, как просмотрела фильм: воздействие образное, впечатляющее, ненавязчивое, но глубоко воспитывающее. Прожила на одной волне, на одной вибрации, идущей из глубины книги и плавно перетекающей в глубину моей души.

Подробнее

Бак В.Ф. Победить себя

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

17 июля 2011 года был провозглашен Манифест гуманной педагогики. Этот документ вводит в педагогическое пространство понятие духовного гуманизма и намечает основные направления работы, которые должны утвердить гуманные отношения в педагогическом процессе...Настоящая работа является попыткой осмысления раздела  Манифеста гуманной педагогики «Победить себя», в котором объясняется необходимость преодоления внутренних трудностей для утверждения идей гуманной педагогики в современном педагогическом пространстве.

Подробнее

Жевновак В.В. Духовный гуманизм в свете христианского православного миропонимания

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

Понимание духовности связано с высшей ценностью природы человека - его Духом,  но объясняется (трактуется) духовность по-разному светской научной и христианской религиозной традициями.

Подробнее

Жевновак В.В. Опыт прочтения книги Г.Гессе «Игра в бисер»

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

Я хочу познакомить вас со своим опытом восприятия романа Гессе «Игра в бисер». В процессе чтения я почувствовала духовное родство Гессе и Н.Бердяева. Оба жили в одно время, оба утверждали созидание личного духа, оба вели свой личный разговор с Богом, который «внутрь есть», оба преодолевали свои качественные барьеры, возвышая и утончая свою духовную природу: Бердяев чистым философским путем, а Гессе - художественным.

Подробнее

Олекса Тихий "На перехресті думок"

Донецький музей “СМОЛОСКИП” на початку лютого 2013р. здійснив видання книги “На перехресті думок”. Це збірка роздумів нашого видатного земляка Олекси Тихого про виховання, освіту та культуру. Книга була поширена серед педагогів. Вона відкрила їм досі невідомого Олексу Тихого. Упорядник збірки Огнева Людмила.

Подробнее

Богуславский М.В. Развитие педагогического мировоззрения Ш.А. Амонашвили (к 80-летию со дня рождения)

М.В. Богуславский - главный научный сотрудник УРАО, «Институт теории и истории педагогики»,член-корреспондент РАО,доктор педагогических наук, профессор, Москва

Статья напечатана в сборнике "Чтобы дети были счастливы", посвященном 80-летию Ш.А. Амонашвили.- М.: Международный Центр Гуманной Педагогики, 2011г.

В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями <...> Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через ХХ век и длится уже в ХХI столетии. Хорошо, что мы, пусть и поздно, научились понимать значение и отдавать должное не только тем, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, – как Шалва Александрович Амонашвили...

Подробнее

Горбачева Л.Л. Учитель в эпоху духовного гуманизма

Л.Л. Горбачева, учитель начальных классов, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Каждый человек – алмаз, который может  очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, а стараться очистить себя. (Л.Н. Толстой)

Подробнее

Салиенко Н.А Жизнь В.И. Вернадского как духовный подвиг

Н.А.Салиенко, врач-методист Днепропетровского областного Центра здоровья, руководитель Днепропетровского Центра Гуманной педагогики

В своем дневнике В.И. Вернадский записал кредо своей жизни,  которое он не нарушил  ни разу: «Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью». И это «творческое искание правды личностью» для него было не менее важным, чем научные искания. 

Подробнее

Харитонова Н.В. Образ Учителя в прозе А. Лиханова (Попытка постичь непостижимое)

Н.В. Харитонова, библиотекарь читального зала библиотеки для детей №16 имени Л.В. Дьяконова, г. Киров, Россия

Для Чтений по гуманной педагогике «Учитель» в Артёмовске.

Подробнее

Жевновак В.В. Учитель...

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

Выступление на Чтениях по гуманной педагогике «Учитель» в Артёмовске.

Подробнее

Бак В.Ф. Проблема оземления детей нового сознания в свете классического педагогического наследия и философии Живой Этики

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Человечество Земли состоит из детей и взрослых, которые живут рядом, но при этом часто совсем не понимают друг друга. Кто такой ребёнок? Если мы осмыслим феномен детства, то сможем приблизиться к осознанию космической роли человечества и его будущих перспектив развития. 

Подробнее

СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ

Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет.

С прошлой осени он «отказной» у врачей. Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали. Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет…
Когда Мишка лежал в реанимации, ему пообещали, что его сказку еще будут читать. На сегодня – ему лучше.
Поделиться этой сказкой - одно из тех Чудес, что мы можем сделать своими руками – чтобы исполнилось желание ребенка, и сказка прошла более длинный путь.

Прочитать сказку

Бак В.Ф. Сердце – центр Мироздания. Двойственность – основа целостности

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

«Настал момент понять, что удовлетворительное истолкование универсума должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». (Пьер Тейяр де Шарден)

Подробнее

Бак В.Ф. Рекомендации учителю для работы над собой

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

В Манифесте гуманной педагогики записано: «Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих».
Для утверждения идей гуманизма в педагогической практике необходимо наше самосовершенствование. Как творить самого себя и самосовершенствоваться?

Подробнее

Бак В.Ф. Преподавание биологии в школе с точки зрения единства естественнонаучных законов и нравственности

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

В статье анализируется опыт обучения старшеклассников биологии в школе на основе интеграции естественнонаучных и моральных знаний. Утверждается мысль о том, что современные открытия в области естествознания качественно меняют методологию познания, способствуя формированию нового целостного мировоззрения, основанного на системном подходе.

Подробнее

Афоризмы о педагогах

Материал подготовила С.А.Сироижко, учитель русского языка и литературы, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП

"Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя". (В.Гёте)

Подробнее

Бак В.Ф. Человек есть мера всех вещей

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Размышления о глубине идей Владимира Ивановича Вернадского и их необходимости в современной школе.

Подробнее

Киршин И.А. Защитное воспитание

И.А. Киршин, кандидат педагогических наук, руководитель театра-студии "Солнечный сад", г. Калининград

"Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома...". (Ф.М. Достоевский)

Подробнее

Боболь И.В. Педагогика Сердца для родителей

И.В. Боболь, сотрудница Донецкого областного отделения ВАГП

Классик гуманной педагогики В.А.Сухомлинский обращаясь к нам, пишет: «…пришло время создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми». А можно ли создать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми без сердца?» По мнению И.В.Боболь примером такой семьи в 20 веке стала семья Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, в трудах которых, как написано в Манифесте гуманной педагогики, предложена духовно-философская основа гуманной педагогики.

Подробнее

Бак В.Ф. Духовные основы урока

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Человек носитель двойственности или духоматериальности.  Материальный мир – это мир следствий, духовный – причин. Трагедия современной цивилизации заключается в том, что истинное положение дел воспринимается большинством людей в обратной перспективе. Материальный мир считается причинным по отношению к духовному. Духовный аспект любого явления игнорируется и не осмысливается...

Подробнее

Пукалова Г. Первопроходец. К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Гамира Пукалова, г. Берёзовский Кемеровской области

«Сопричастие к судьбе и мыслям Величайшего Гения России — Михаила Ломоносова прибли¬жает к проникновению в сокровенную тайну. Явление Ломоносовых в нашей земной жизни учит беречь и сохранять этот Феномен». (Ш.А. Амонашвили)

Подробнее

Томас В.Н. Живая жизнь

В.Н.Томас, учитель русского языка и литературы, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП

«Культура образования не зависит от времени и обстоятельств, от условий жизни. Она зависит только от совести учителя». (Ш.А. Амонашвили)

Подробнее

Жевновак В.В. Психолого-педагогические взгляды Л.С. Выготского как основа гуманной педагогики сотрудничества и развивающего обучения

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

Психолого-педагогические  взгляды  Льва Семеновича Выготского произрастают из идеи свободного воспитания, главными пропагандистами которой были К. Д.Ушинский и Л. Н. Толстой. Об этом говорит в предисловии  составитель книги АГП, посвященной Выготскому, академик РАО Леонтьев Алексей Алексеевич.

Подробнее

Жевновак В.В. Ступени мировоззрения

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы,  Артемовский Центр Гуманной педагогики

«Жизнь есть прежде всего движение, и основная проблема жизни – проблема изменения собственного и окружающих, приводящая к переоценке». (Н.А. Бердяев)

Подробнее

Кучеровский В.А. Рафаэль Санти и его «Афинская школа»

В.А. Кучеровский, руководитель Одесского областного Центра ВАГП

Была еще та пора ранней осени, которую очень любил Рафаэль. Утренний воздух свеж и прохладен, но, несмотря на легкие одежды, он этого не замечал.  Его переполняли другие мысли.

Подробнее

Бак В.Ф. Пространство Валерии Гивиевны Ниорадзе

На 40 дней ухода...

Масштаб личности Валерии Гивиевны Ниорадзе обладал космопространственным уровнем и поэтому каждый, кто попадал в её пространство,  ощущал  аристократизм  духа Валерии Гивиевны и непреодолимое личное желание стать лучше, обрести свой смысл жизни в служении ближнему.

Подробнее

Богуславский М.В. Жизнь и бессмертие Василия Сухомлинского

М.В. Богуславский - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией методологии историко-педагогических исследований института теории и истории педагогики РАО

В.А. Сухомлинский получил признание среди широких кругов педагогической и родительской общественности еще при жизни. Но истинное признание, как это обычно, к сожалению и бывает, пришло к Василию Александровичу уже после смерти. За прошедшие почти тридцать лет вышли и продолжают издаваться многочисленные произведения классика.

Подробнее

Богуславский М.В. Перспективы развития мира образования в Манифесте гуманной педагогики

М.В. Богуславский - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией методологии историко-педагогических исследований института теории и истории педагогики РАО

Выступление на Седьмых Всеукраинских Чтениях по Гуманной Педагогике, Киев, 17 ноября 2012 года

Подробнее

Лебеденко А.А. Духовный гуманизм учителя как способность восходить в будущее

А.А.Лебеденко, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук

Выступление на Седьмых Всеукраинских Чтениях по Гуманной Педагогике, Киев, 17 ноября 2012 года

Подробнее

Богуславский М.В. Сбережем педагогику

М.В. Богуславский, Президент Академии творческой педагогики им Л.И.Рувинского, член–корреспондент РАО

По роду своей профессиональной деятельности постоянно и тщательно анализируя процессы, происходящие в российском образовании, особенно остро чувствую, как из него уходит педагогика, а остается одно образование в своем предельно простом и беспощадном виде. Вот все до боли знакомые явления, которые составляют современный образовательный ландшафт.

Подробнее

Материал сайта Международного Центра Гуманной Педагогики

Дмитриева И.В. Януш Корчак – Рыцарь детского образа

И.В. Дмитриева, руководитель Донецкого областного отделения ВАГП

Януш Корчак – Рыцарь детского образа. Януш Корчак – замечательный педагог, практик  и теоретик воспитания, автор детских книг и педагогических работ, переводимых во всем мире, врач, общественный деятель, драматург.     История знает много героических смертей, но эта потрясает особенно - вошел в газовую камеру фашистского лагеря Треблинка со своими воспитанниками из варшавского дома сирот,  до последней минуты  оставаясь с теми, кто ему безгранично верил.

Подробнее

Брусенцева О.М. Вчити добру власним прикладом

О.М. Брусенцева, вчитель сш № 91, співробітник Дніпропетровського Центру Гуманної педагогіки

25 жовтня в Інституті вдосконалення вчителів Дніпропетровська відбувся семінар, присвячений Дню соціальної психологічної служби. Добре підготували, з урахуванням сучасних вимог до проведення подібних заходів. Говорили доповідачі хороші, правильні речі. <...> Всі погоджувалися, що суспільство змінюється і зміни ці рухаються з небувалим прискоренням, як в позитивному, так і в негативному напрямках. Але чому відбувається те, що відбувається навкруги – ніхто не намагався дати відповідь.

Подробнее

Памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе

Дорогая, прекрасная Валерия Гивиевна!
Я верю, что вы слышите все слова благодарности, любви, восхищения, которыми наполнены сердца Ваших учеников.
Я одна из них. Учительница из Артемовска, преподающая русский язык и литературу. Впервые я увидела и услышала Вас на семинаре по гуманной педагогике, который проводил в нашем городе Шалва Александрович Амонашвили. Увидела и поняла, что Вы – мой учитель, что Ваши идеи воспитания благородства души, добромыслия, добронравия средствами языка – прекрасны и я буду им следовать.

Подробнее

Отзывы о «Манифесте гуманной педагогики»

Материал предоставлен Л.Г. Теслицкой, руководителем  творческой группы "Идеи гуманной педагогики в современном образовании", г. Славянск

«"Манифест гуманной педагогики" – это важный и своевременный документ, который доказывает необходимость гуманно-личностного подхода в образовании и указывает правильные пути его творения».

Подробнее

Советы педагогам по обучению детей с разной функциональной асимметрией полушарий

Материал подобрала В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

«Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно» (профессор Колесов).

Подробнее

О функциональной асимметрии мозга

Материал подобрала В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Правая и левая половины мозга животных и человека построены однотипно по составу, количеству отдельных элементов и  по общей архитектуре. Но у животных и правая, и левая половины мозга выполняют одинаковую работу. У человека же правое  и  левое полушария имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности.

Подробнее

Бак В.Ф. "Манифест гуманной педагогики" спустя год

В.Ф. Бак, учитель биологии, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Мир стоит у порога больших перемен, связанных с духовным преображением общества. Это тенденция развития человечества Земли, которая только добровольно осознанная и принятая всеми станет его дорогой в прекрасное будущее. В обществе всегда будут люди, осознающие и понимающие это и, главное, их будет становиться всё больше и больше. «Манифест гуманной педагогики» – это мировоззренческий документ, позволяющий утвердиться таким людям в образовательном пространстве, овеществить свои мысли и чаяния, и объединится в добровольное содружество людей, сознательно приближающих будущее.

Подробнее

Алексеева Е.М. Он должен был появиться!

Е.М. Алексеева, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Самому документу только год, но в основу его легли бесценные плоды многолетнего творческого труда, духовного опыта сторонников гуманной педагогики. «Манифест» должен был появиться и появился! – Истинно: дорогу осилит идущий!

Подробнее

Жевновак В.В. Прекрасное руководство к жизни

В.В. Жевновак, учитель русского языка и литературы, Артемовский Центр Гуманной педагогики

Мне очень хочется, чтобы "Манифест" стал настольной книгой каждого педагога, родителя. Стал прекрасным руководством к жизни молодого поколения. Чтобы каждый вдохновился пониманием своего высокого долга, ощутил, что «Нашему образовательному миру не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума» и направил все свои внутренние духовные силы на преобразование своего внутреннего и нашего внешнего мира.

Подробнее

Настоящие письма

Подборку подготовила Бак В.Ф.

Мы живём во время, когда не принято писать друг другу письма. Традиция писать письма незаметно уходит в прошлое, а вместе с ней уходит сфера человеческого общения, в которой жили важнейшие чувства и эмоции. Письмо – это не только сообщение о событиях внешней жизни. Это, прежде всего, возможность одного человека приоткрыть другому сокровища своей души...
Любой человек, который пишет письмо, посылает его одновременно одному адресату и всему человечеству...   В подтверждение этого приведём два разных, но в чём-то очень похожих рассказа. Один –  известного писателя Анатолия Алексина «Домашнее сочинение», а другой – современной семиклассницы Анастасии Кушнир «Письма в Рай». Возможно, чтение этих писем вызовет в вас чувство, глубоко живущее в каждом, чувство особой возвышенной любви, которая есть достоянием  Бога и человека, а произойдет это благодаря «чужим письмам».

Подробнее

Салиенко Н.А. Ученые - физиологи о нравственной основе творчества

Днепропетровское отделение Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики

Согласно восточной мудрости «Творчество – основа жизни Космоса, а человек  есть утверждение творчества». Предназначение человека –  творчество, которое безгранично в своих масштабах и возможностях. Все, чем мы окружены, является продуктами творчества Космоса и человека.

Подробнее

Селезнева Е.В. Развитие нравственных качеств школьников при изучении Притчи о блудном сыне

Материал урока может быть использован для проведения урока Доброты.

В век новых компьютерных технологий, высоких скоростей и атомной энергетики научное развитие человечества намного опережает нравственное.
Бесценным материалом для воспитания милосердия, сопереживания, умения понять и пожа-леть другого являются евангельские притчи.
Рассмотрим, как формируются нравственные  качества школьников на уроках по изучению Притчи о блудном сыне в шестом классе.

Подробнее

Жевновак В.В. Секрет Учителей учителей

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу» - таков лейтмотив многих статей и книг Сухомлинского. Много уроков получаем мы, изучая наследие классика, но все они сводятся к одному, емкому и объединяющему все остальные, - нужно учиться любить ребенка...
Воспитание, защищающее ребенка от зла, Сухомлинский назвал защитным. «Любить ребенка – значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни». Это такие уроки, за которые хочется низко поклониться Учителю.

Подробнее

Алексеева Е.М. Классный час на тему «Поговорим о дружбе»

"Дружба – это нравственное обогащение человека". (В.А.Сухомлинский)

Подробнее

Перспективи еволюції людства з точки зору поглядів мислителів-космістів В.І.Вернадського, К.Е.Ціолковського, О.П.Блаватської та сучасних тенденцій у розвитку людини

Роботу виконала: Чуприна Катерина, учениця 11-А класу Артемівського навчально-виховного комплексу «Загальноосвітня школа I-III ст. №11- багатопрофільний ліцей» Артемівської міської ради Донецької області
Керівник: Бак Вікторія Федорівна, учитель-методист з біології Артемівського НВК №11
Науковий керівник: Черноземова Олена Миколаївна, Доктор філологічних наук, Професор Московського міського педагогічного університету.
Презентація до роботи.

Подробнее

Жевновак В.В. Мысли вслух школьного учителя после прочтения трактата Ш.А. Амонашвили «Духовная основа образования»

"Духовность – это очень сложное и многогранное понятие. Я понимаю Духовность как особое внутреннее состояние человека, осознающего сердцем, душой, разумом, либо интуицией (подсознанием) Высшее (божественное) волеизъявление. Это осознание не зависит от уровня образованности, от количества приобретенных знаний, от социального положения, расы, вероисповедания, возраста и т.д. Высший Зов тонко, почти неуловимо ощущается человеком как тяготение к жизни по нравственным законам, как нравственный выбор... ".

Подробнее

Менский М.Б. Тайны сознания и параллельные реальности квантового мира

Михаил Борисович Менский, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института имени П.Н.Лебедева РАН (ФИАН).
Статья опубликована в журнале "Культура и время", №1 - 2010.

Подробнее

Бак В.Ф. Звёздный ветер научных открытий или открытия, которые нас вдохновляют

Астрофизики утверждают, что звёздное вещество входит в состав всех тел Вселенной. Тело человека тоже состоит из вещества, подаренного звёздами. Жители планеты Земля получают от звёздного ветра энергию и вещество даже тогда, когда звёзды, пославшие его, уже погасли...Настоящий учитель напоминает звёздный ветер, он несёт поток энергии, вдохновляющий ученика на изменения и развитие. Процесс этот, начавшись в школе, может продолжаться даже тогда, когда учителя не станет. Где же брать учителю силы для этого?  

Подробнее

Бугаева З.Н. Свет культуры речи

Донецкое отделение Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики

"Что такое речь? Это наше представление об окружающем мире, мыслеобразы, воплощенные в звучащем слове. Чем ярче образы и  чище мысли, тем гармоничнее и прекраснее звучит речь человека". 

Подробнее

Жевновак В.В. К.Д.Ушинский. Психологические и логические основы обучения

"Чем менее жил человек внутреннею жизнью, тем менее целости будет в сети его воспоминаний. У человека, много думавшего, часто перебиравшего и пересматривавшего материалы своей памяти – выплетается из них одна общая сеть – общее миросозерцание". (К.Д. Ушинский)

Подробнее

Алексеева Е.М. "Минуточку внимания!" Выступление на заседании лаборатории Гуманной педагогики на тему «Учитель, вдохнови меня на творчество!»

Чтение классики трудно переоценить. Погружаясь в её глубокое содержание, начинаешь не только активно впитывать, осознавать, анализировать, но и вдохновляться на собственное творчество...

Подробнее

Гончарова Е. Идеи Януша Корчака вдохновили учителей Донбасса

Статья, посвященная Я.Корчаку, опубликована в региональной газете "Донбасс" 09.11.11г.
Жизнь Януша Корчака - подвиг во имя ребенка. Его книга «Как любить ребёнка» - это библия, потому что она учит любви.

Подробнее

Бак В.Ф. Константин Дмитриевич Ушинский об особенностях нервной организации детей и её развитии в ходе воспитания и обучения

Классика педагогики рассматривает ученика как духовную сущность, а не как компетентностно-ориентированную модель будущего выпускника. Такой подход ближе и понятнее учителю, имеющему дело с живыми детьми, а не с абстрактными моделями. "Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы,- пишет К.Д. Ушинский, - вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания".

Подробнее

Сироижко С.А. Как любить ребёнка?

Януш Корчак – врач, писатель и педагог, погибший в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками – детьми из варшавского Дома сирот...
Жизнь ребёнка имела для Я.Корчака непреходящее значение – каждый её день, каждая минута, пребывания здесь и теперь. Вся его судьба стала примером того, как любить детей.

Подробнее

Бак В.Ф. Чувство целостности бытия

Приходилось ли вам следить взглядом за парящим полётом  хищных птиц над степью в знойный день? Хорошо наблюдать за ними с высоты холма над рекой, когда открывается широкая панорама пойменных лугов и излучина реки, тогда кажется, что ты утрачиваешь тяжесть своего тела и паришь рядом с птицами. Смотришь на мир их зоркими  глазами  и…чувствуешь себя счастливым человеком.

Подробнее

«Чистое слово»

Дорогие друзья!
Давайте попробуем не быть равнодушными к грубости и брани в семье, во дворе, на улицах города. Это в наших силах. Ведь мы — мудрые! Мы знаем, что слова созидают нас или разрушают: сказанное нами вчера, влияет на нашу жизнь сегодня, мудрые слова, вовремя услышанные,  могут стать программой жизни, а слово обидное и равнодушное может кого-то этой жизни лишить…
Формы и масштабы  проведения акции «Чистое слово»  могут быть самые разные, это зависит от творческой инициативы и возможностей участников. Приглашаем всех неравнодушных людей присоединиться к ней в этом учебном году. А если провести такую акцию в масштабах района, города с участием школьников, учителей и  родителей, студентов ВУЗов, учреждений культуры, СМИ, работников городского транспорта?!!
В сборнике  приведены материалы в помощь организаторам  проведения акции «Чистое слово».
Информация предоставлена Донецким отделением Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики.
Составители: Лихачева Н.В., Розенкова С.В., Томас В.Н. Ответственная за выпуск   Дмитриева И.В.

Подробнее

Нікітчина С.О. Здоров`язберігаючі погляди В.О.Сухомлинського на навчально-виховний процес – інтелектуальний резерв якості педагогічної діяльності

С.О. Нікітчина, доктор педагогічних наук, професор кафедри управління освіти Переяслав-Хмельницького державного педуніверситету.
Стаття надрукована в журналі «Безпека життєдіяльності» №3, 2011, С.27.
Материал подготовлен сотрудниками Торезской Лаборатории Гуманной педагогики

Подробнее

Бак В.Ф. В.А. Сухомлинский. Памятные даты

"Я прежде всего учитель, народный учитель, - писал Василий Александрович в своей автобиографии, - Тридцать два года работаю в школе, всё время в селе….  Родился 28 сентября  1918 года в селе Омельник Онуфриевского района Кировоградской области в семье крестьянина – бедняка. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет..."

Подробнее

Надточий Т.Л. Ласточки Бушети

Над голубой водой бассейна летают ласточки так низко, что кажется, что они купаются в прозрачной воде. Они свили гнездо даже на веранде, на которой постоянно бывают люди. Ласточки сопровождали всю наше пребывание в Бушети, они располагались В Бушети – небольшом селе солнечной Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного движения гуманной педагогики для принятия необычного документа – «Манифеста гуманной педагогики». поблизости, наблюдали за нашей работой. А дело, действительно было важным.
В Бушети – небольшом селе солнечной Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного движения гуманной педагогики для принятия необычного документа – «Манифеста гуманной педагогики».

Подробнее

Сироижко С.А. 100 ступеней к званию Педагога и Человека

Памяти Василия Александровича Сухомлинского посвящается

"Как в корабле килевой брус, определяющий собою его строение, так и в моем Пути Учителя заложил основания украинский педагог, философ сердца, компас Учителя – Василий Александрович Сухомлинский. Его «Сто советов учителю» дали мне спасительные истины и сообщили чистейшие понятия о нравственной силе учителя".

Подробнее

Горбачева Л.Л., Игнатенко В.П. Неиссякаемый источник духовности

Памяти Василия Александровича Сухомлинского посвящается

Творческое наследие В.А.Сухомлинского огромно, разнопланово, многоаспектно. Опыт работы В.А.Сухомлинского приобретает в настоящее время особое значение и нуждается в повседневном осмыслении и изучении. Он основан на тончайшем умении воспитателя проникать в душу ребенка и бережно, без насилия совершенствовать ее, на постоянном общении с природой и ее способности благотворно влиять на внутренний мир человека.

Подробнее

Бак В.Ф. Гуманная педагогика – новая философия образования

Мы живем в интересное время, когда общие темпы эволюции человечества ускоряются, и возникает потребность в появлении новых форм и методов во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе в воспитании и образовании. Любая система знаний может быть жизненной только тогда, когда она соответствует эволюционным задачам человечества и отвечает космическим законам развития. 

Подробнее

Кулакова Е.С. От общины - к космосу

К 90-летию основания алтайской коммуны «Майское утро»

Коммуна была основана в живописном месте 20 марта 1920 года, в пятнадцати километрах от села Косиха Барнаульского округа. Она отличалась от других общинных организаций послереволюционного времени тем, что в ней культурно-просветительская работа стояла на первом месте. Столь необычный приоритет культурных ценностей в «Майском утре» в сложнейший исторический период истории нашей страны стал возможен благодаря самоотверженной деятельности учителя Адриана Митрофановича Топорова.
В коммуне «Майское утро» культурным центром была школа...

Подробнее

Бак В.Ф. Методические рекомендации к проведению урока Доброты

"Прежде всего, необходимо понять, что урок Доброты – это не единовременная акция, а результат серьёзной и глубокой работы учителя над самовоспитанием чувств, мыслей и поступков. Работа над уроком должна проходить задолго до его начала и проявляться во многих обычных уроках в виде постоянной совместной работы учителя и учеников над своими человеческими качествами. Поэтому главным условием проведения урока Доброты является выращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности".

Подробнее

Губанова Л.А. О воспитательном процессе в детском саду

"Необычное время… Необычные дети… В чем, спросите вы, необычность? Я хотела бы поделиться собственными размышлениями, наблюдениями и ощущениями, передать собственный опыт. Может быть, кому-то он пригодится, а кто-то сумеет сделать лучше. И это будет замечательно. Ведь все мы отталкиваемся от какой-то мысли, какой-то идеи и способны развивать ее безгранично..."

Подробнее

Бак В.Ф. Воспитание – важнейшее достижение Культуры человечества

Пакт Рериха («Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников») имеет глубокую духовную основу, утверждающую первостепенную эволюционную важность духовных приобретений человечества, выраженных в конкретных культурных ценностях. Культура – это своеобразное упругое поле развития человечества, которое является восприемником и трансформатором космических энергий, проливающихся на Землю.

Важнейшим культурным достоянием являются способы и методы воспитания человека, накопленные в классическом педагогическом наследии. Если глубоко взглянуть на причины современного духовного кризиса, то они коренятся, прежде всего, в нарушении культурной традиции воспитания. В его бездуховности, в отрыве, как воспитателей, так и воспитуемых от истинных культурных ценностей, в поле которых только и возможно становление благородного человека».

Подробнее

Кучеровский В.А. В поисках нового света и новой любви

Размышления участников творческой лаборатории художественного развития.

Закончились  Десятые Международные Педагогические  Чтения по Гуманной Педагогике «Как любить детей».  И вот только сейчас появляется новое видение прошедших событий. Эти Чтения были столь значительны, что потребовали глубокого исследования всех тех материалов, всех обсуждений и размышлений, которыми мы обогатились...

На Международных Чтениях появилась новая форма работы: творческие лаборатории. Лабораторное исследование предполагает поиск совершенно нового подхода в понимании уже известного вопроса путем  сопоставления, сравнения и отбора, что способствует продвижению  всего  сущего  в  эволюционном процессе. Это возможно в том случае, если мы  устремимся с этой темой в будущее, чтобы примерить ее к жизни тех далеких лет и вернуться в настоящее. Тогда мы, обогащенные знанием будущего, поможем всем живущим в настоящем возвыситься, расширить сознание, обогатить мировоззрение.

Подробнее

Месяц С.Д. Не многие делайтесь учителями (размышления)

"Я не могу сказать, что я не люблю детей. Но я не могу смело утверждать, что я люблю детей. "Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя" - в этих словах Спасителя - критерий Истинной, Вечной Любви. Если ты готов отдать все, даже и жизнь, ради человека - значит, ты его любишь. Как сделал Христос ради людей. Как смог сделать Корчак ради детей. Я не знаю, способен ли я на это. Но только жертвенная любовь - вечная и, значит, верная. Надо быть верным. Быть верным, значит, быть терпеливым. Где терпение - там Бог. В Истинной Любви всегда больше боли, чем приятных чувств..."

Подробнее

Черноземова Е.Н. Слово как способ работы над собой

Е.Н. Черноземова, доктор философских наук, профессор, г. Москва, МПГУ

"Самое очевидное, лежащее на поверхности, как правило, остается не осознанным, не осмысленным, именно в силу того, что кажется самоочевидным. Все согласны с тем, что одним из важнейших инструментов воспитания и воздействия является Слово. Все знают, как больно словом можно ранить, как им можно увлечь и приободрить...Важно осознать, что слово - мощный инструмент воздействия и обращаться с ним нужно бережно. Как научиться следить за своей речью и может ли это делать человек?"

Подробнее

Филиппова А.Д. Как создавать пространство Любви в образовательном процессе (размышления)

«Если  в образовательном  процессе есть  насилие, значит, есть и причина, которая его порождает. Причина эта  лежит в самом способе мышления тех, кто теоретизирует педагогику и тех, кто строит практику».  (Ш.А. Амонашвили)

Подробнее

Бак В.Ф. Пятые Всеукраинские Чтения по Гуманной Педагогике «Как любить детей» (впечатления)

Педагогические чтения «Как любить детей» отличала особая атмосфера искренности и открытости.

«Любовь к ребенку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета», - эти слова Василия Александровича Сухомлинского  отражают   внутреннее  состояние  участников  Педчтений, объединившихся в течение двух дней для совместного поиска ответов на самый важный педагогический вопрос: «Как любить детей?»

Подробнее

Алексеева Е.М. Как любить ребенка (из опыта работы)

…Хотелось бы всем взрослым пожелать, чтобы в жизнь ребенка нам удавалось посылать чувствоемкие, мыслеемкие импульсы, которые облагораживали бы его мир и возвращались к нам, даря новые силы для осуществления духовной общности с ребенком, а попросту – любви!

Подробнее

Бак В.Ф. Наследие В.А. Сухомлинского и современное общественное движение Гуманной педагогики

«Василий Александрович Сухомлинский – это Сердце педагогики. Если учитель прочтет, осознает и начнет применять в своей практике хотя бы одну книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям», он сделает большое благо детям», - говорит Ш.А. Амонашвили.

Выступая на семинарах  перед учителями и студентами Украины,  Ш.А. Амонашвили повторяет: «Украина – великая страна, она дала миру четырех гениальных педагогов – это К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко.

Подробнее

Бак В.Ф. Источники педагогической любви

Как же учителю взращивать в себе чувство любви? Единственное чувство, способное создавать условия для воспитания, развития и обучения. Человек приходит для человека и, изучая опыт других, мы можем найти ответы на свои вопросы. Это опыт учителей, которые любили нас и встречались на нашем пути, опыт классиков педагогики и Учителей человечества, – опыт тех, кто всегда помнил: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше».

Подробнее

Таранченко Л.И. Мировоззрение учителя – основа любви к ребенку

«Возлюби Ребенка! Возлюби его сильнее, чем самого себя!
Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя! Всего себя отдай детям. И только тогда ты можешь называться Учителем». Сухомлинский В.А.

Подробнее

Горбачова Л. Л., Игнатенко В. П. Совість – учитель людини

Психолог: «Діти, сьогодні мені хочеться розглянути дуже важливу тему: Що таке совість. Що значить жити за совістю. Безсовісність та втрата совісті. Сьогодні нам у цьому допоможуть книги В.О.Сухомлинського та народна мудрість»…

Подробнее

Жевновак В.В. О духовно-нравственном здоровье

Из всех составляющих здоровья человека духовный аспект является ключевым. Это тот родник, который питает и психическое равновесие, и физическое совершенство, и умственное совершенствование, а тем более эмоциональное состояние и эстетическое развитие.

Подробнее

Жевновак В.В. Сопоставление традиционного и классического образов педагогического мышления

На современном этапе актуально задуматься не только над тем, что изучать, а над тем, как изучать, как сделать школу не копилкой знаний, а тем местом, где учат жить…

Подробнее

Жевновак В.В. Культура содержания образования

Образование в контексте Культуры – это процесс насыщения ребенка образами Культуры, средство ращения личности, человеческой индивидуальности для выполнения им личной миссии. Об этом говорили все великие педагоги-гуманисты. Миссия же гуманного учителя «перетягивать будущее, в котором наше воображение рисует всю красоту и мощь Культуры. Эти старания и будут культурой Образования, это и будет воспитанием Культуры». (Амонашвили Ш.А.)

Подробнее

Жевновак В.В. Духовное целеполагание классиков

«Благо и назначение всякого человека постигнуть науку жизни. Наука, в смысле всего знания, приобретенного человечеством, всегда была и есть, и в каждое время являлись Учителя, вещавшие, что нужнее всего знать человеку…, в чем его назначение и потому истинное благо и назначение». (Толстой Л.Н.)

Подробнее

Жевновак В.В. Педагоги-гуманисты советуют

«Жизнь – это возможность. Это период, когда дети впитывают знание, сознание. Нежелательно форсировать развитие духовных склонностей в ранней юности. Нужно помочь развить те духовные тенденции, которые просматриваются». (Инаят Хан)

Подробнее

Жевновак В.В. Из сборника Сухомлинского В.А. «Мудрость родительской любви»

«Воспитание духовной готовности к мудрой родительской любви – это сейчас, на мой взгляд, одна из самых важных и тонких задач в сфере становления нравственных основ нашего общества. Глубоко ошибочным является взгляд…, согласно которому общественная деятельность гражданина нашей страны – это нечто совершенно не связанное с воспитанием детей, с выполнением родительских обязанностей. Воспитание человека, воспитание собственных сына и дочери – важнейшее, первая общественная деятельность гражданина, его гражданский долг». (Сухомлинский В.А.)

Подробнее

Тюриков А.Д. Начало гуманной педагогики в России

Педагогика как наука возникла в России во второй половине XVIII века и с первых дней своего зарождения была гуманной и синтетической. И главную роль в этом сыграл Иван Григорьевич Шварц, ставший в 1779 году в возрасте 28 лет профессором немецкого языка в Московском университете. Он, казалось, самой судьбой был послан в новое отечество для определенной миссии, для того, чтобы изменить отношение к детям в обществе, научить воспитывать их на гуманных началах, для созидания из них свободной и творческой личности.

Подробнее

Харитонова Н.В. А. С. Макаренко та його система виховання

Безперечно, серед найбільших завоювань нашої вітчизняної, а значить і світової культури в ХХ столітті особливо виділяється педагогічна спадщина Антона Семеновича Макаренка. Педагогічний досвід – невичерпне животворне джерело та одночасно спосіб поліпшення наукових знань, критерій їх істинності. Для Макаренка таким джерелом стала робота в колонії імені М. Горького та комуні імені Ф. Дзержинського.

Подробнее

Харитонова Н.В. Психолого-педагогічні погляди Л. Виготського

Важливий внесок Л. С. Виготського у розвиток педології – комплексної науки про розвиток дитини, яка охоплює обидві сторони цього розвитку – і тілесну, і психічну. Її сильною стороною була розроблена система психологічної діагностики розвитку, для чого у школах були створені спеціальні педологічні кабінети чи лабораторії.

Подробнее

Харитонова Н.В. Серце вчителя, віддане дітям (ідеї В. Сухомлинського сьогодні)

Зв’язок поколінь... Вічна проблема суспільного розвитку – передача життєвого та історичного досвіду від одного покоління до іншого. Проблема не така проста, тому що передача ця може йти різними шляхами. Однією з таких форм є батьківські листи. Це один із давніх літературно – педагогічних жанрів, який був досить поширеним у різних народів світу. Сьогодні поговоримо про листи до сина В. О. Сухомлинського.

Подробнее

Харитонова Н.В. Осмислення поглядів Григорія Сковороди

Г. С. Сковорода ставив перед кожною людиною 4 вимоги: 1) Іти в ногу зі своїм життєвим призначенням, в ім’я якого людина й народжена; 2) Бути справедливим, тобто вважати, що не лише ти, а й інші заслуговують щастя; 3) Бути миролюбним; 4) Бути громадянином, включатися у вселюдські радощі та смутки. Лише при дотриманні всіх чотирьох вимог кожен із нас здатен вважати себе Людиною.

Подробнее

Казина Н.В. В музыке видящий может увидеть картину Вселенной…

«…мудрецы всех веков считали музыку священным искусством, поэтому в музыке видящий может увидеть картину Вселенной, и в сфере музыки мудрый может объяснить секрет и природу всей работы Вселенной». Так писал о музыке известный духовный лидер Востока, мыслитель и музыкант Хазрат Инайят Хан.

Подробнее

Чулочникова О.Д., Палей Л.Д. Лечебное влияние музыки

Вы ощущаете усталость или чем-то огорчены? Послушайте «Маленькую ночную серенаду» В. Моцарта, и через несколько минут вы почувствуете бодрость, легкость, хорошее настроение. Тайну целительных свойств музыки Моцарта подтвердил Альфред Томатис, врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук…

Мы поглощаем "музыкальную" энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток.

Подробнее

Бугаева З.Н. Музыка звучащего слова

Первым проявленным признаком жизни является звук, то есть Слово. Музыка существует внутри нас. Эта внутренняя музыка - тончайшая связующая нить человека с внешним миром. Внутренняя гармония ритма и тона проявляется во внешней жизни человека, в его движениях, поведении в поступках и конечно в речи. Все недостатки…

Подробнее

Томас В.Н. Душа по капле собирает свет...

...Одно из самых удивительных открытий, которые мне пришлось сделать в своей жизни – то, что человек – это большой костёр. Всё в нём подчиняется законам огня… Он существо космическое, духовное. Он идёт по пути огня. Этот путь предписан человеку свыше. Он велик и сложен, но каждый идёт по нему так, как может. У нас (учителей) тоже свой путь Огня. И мы идём по нему. И дай Бог пройти по нему так, чтобы, оглянувшись назад, увидеть много огонёчков, разожжённых с нашей помощью. И тогда поймём: время, отпущенное Богом, не потратили зря – мы оставили великий след в этой жизни.

Подробнее

Бак В.Ф. Любовь как педагогическая категория

«Любовь – высшее сокровище, самая дорогая жемчужина жизни, но она так затеряна, так загрязнена в навозной куче злобы и пошлости, что мало кто понимает её действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим». (Н.Н. Неплюев)

Подробнее

Лев Бондарев Человек во вселенной, вселенная в человеке

Доклад Льва Бондарева, ученика 9 класса из г.Феодосии, на Международной научно-педагогической конференции «Дети нового сознания и педагогика XXI века» в Днепропетровске.

Отмечается глубокая взаимосвязь между всеми процессами во Вселенной, а человек в этом контексте рассматривался как активный приемник и преобразователь информации… Источником информации Лёва называет информационную оболочку Земли и рассматривает Землю как живой организм со своим сердцем и мозгом, где все гармонично взаимосвязано.

Подробнее

Богословский С.Ю. Одухотворённая педагогика для солнечных детей

С.Ю. Богословский, кандидат химических наук, доцент, г. Москва, МИСиС.

Доклад на Международной научно-педагогической конференции «Дети нового сознания и педагогика XXI века» в Днепропетровске.

Одухотворенная педагогика видит смысл человеческой жизни в очищении и расширении сознания, в утончении чувств, в раскрепощении и выявлении на общее благо его творческих сил, в развитии правильных представлений, а свою главную роль - в содействии этому… Она знает о роле сердца в деятельности сознания.

Подробнее

Лебеденко А.А. Григорий Сковорода: жизнь сердца

А.А. Лебеденко, кандидат педагогических, философских наук, г. Москва, МЦР

С именем Сковороды связывают становление русской философии XVIII века, которая выходит за рамки западноевропейской рационалистической мысли и в то же время продолжает лучшие традиции философской антропологии античности. Тарас Шевченко в повести «Близнецы» уподобил Сковороду кинику Диогену. Большой интерес к творчеству мыслителя проявлял Лев Толстой, составивший его краткую биографию. Григорий Сковорода – один из тех людей, кто вобрал в себя таланты родной земли и чья судьба во многом схожа с судьбой Ломоносова, гениального выходца из народа. Сковорода стал предтечей университетской науки в России, которую начал строить великий русский ученый. Его считали выдающимся поэтом, гражданином всемирным.

Подробнее

Киршин И.А. Мой Крапивин

«Когда я прочитал впервые «Трое с площади Карронад», мне было двенадцать лет. Я над этой книгой сильно плакал. Потому что всё было про меня – как я чувствовал себя одиноким, как меня гоняла местная шпана, и как мы подружились с Лёшкой и сразу всё встало на свои места. Мир стал родным и волшебным…

Книгу написал Владислав Петрович Крапивин. Я узнал там и себя, и Лёшку, и как мы дружили и не могли жить друг без друга и были счастливы…».

Подробнее

Киршин И.А. Тринадцатое лето

«То, что происходит с нами в возрасте 12-13 лет имеет решающий характер. Это – особенный период в жизни человека. Слом эпох. Когда душа лишается привычного покрова – детского. И сердце обнажается и чувствует мир необыкновенно остро и ярко. Столько веселья, грусти, любви, увлечения и разочарования! Как никогда уже потом. Это и больно и непонятно. В психологии называется – «сенситивный период».

Потом всё «успокаивается». Начинается новая эпоха. Нарастает постепенно «панцирь» из защитных механизмов…

А «в тринадцатом лете» - ничего этого ещё нет. Есть полная обнажённость и беззащитность души перед миром».

Подробнее

Салиенко Н.А. Воспитание высокой культуры чувств – основа развития творчества в свете идей гуманной педагогики, физиологии и философии

«Идеи Пакта Н.К.Рериха, подписанного 15 апреля 1935г в Вашингтоне в Белом Доме, содержат в себе целостную программу защиты Культуры, которая есть главное средство возвышения человеческой нравственности.

"Культура - есть деятельное, созидательное, творческое состояние Духа". Чем больше творческих личностей, тем богаче Культура народа. Процесс становления творческой личности и возможности проявить творчество во многом зависит от среды окружающей ребенка. Важнейшим культурным достоянием являются способы и методы воспитания человека, накопленные в классическом педагогическом наследии, которые, как неотъемлемая часть Культуры, нуждаются в защите, утверждении и сознательном использовании. Без них невозможно развитие, взращивание и образование молодого поколения, детей Нового сознания и общества будущего».

Подробнее